АДВОКАТ

НАТАЛИЯ ДОЦЕНКО-БЕЛОУС

TRANSACTIONAL LAW BOUTIQUE

Пресс-конференция «Местные власти открыты для инвесторов»

22 декабря в агентстве УНИАН состоялась пресс-конференция «Местные власти открыты для инвесторов: привлечение инвестиций в условиях кризиса», в которой приняли участие генеральный директор агентства «Кредит-Рейтинг» Станислав Дубко, мэр города Смела Андрей Колесник, вице-президент Ассоциации городов Украины Мирослав Питцик и адвокат ЮФ «Василь Кисиль и партнеры» Наталья Доценко-Белоус.

Информационным поводом для конференции стало присвоение рейтинговым агентством «Кредит-Рейтинг» долгосрочного кредитного рейтинга uaВВ+ городу Смела (Черкасская обл.), однако круг обсуждаемых вопросов оказался гораздо шире. В частности, были рассмотрены такие темы как развитие инфраструктуры украинских городов в условиях дефицита бюджетных ресурсов, перспективы восстановления доверия к облигационному рынку Украины, использование кредитных рейтингов муниципалитетами, усиление роли рейтинговых агентств в повышении прозрачности рынков.

Участники конференции обозначили ряд ключевых проблем в сфере финансирования органов местного самоуправления, в частности, низкое наполнение бюджетов развития городов. Как отметил в своем выступлении Станислав Дубко, на протяжении 2003-2008 гг. города Украины являлись активными участниками финансового рынка, привлекая заемные ресурсы в бюджет развития на финансирование муниципальных капиталоемких проектов. Например, в 2008 году муниципалитеты привлекли более 200 млн. гривен на внутреннем облигационном рынке. В 2009 году уровень заимствований составил около 60 млн. гривен. Как подчеркнул г-н Дубко, по причине низких стандартов деятельности финансового рынка Украины, произошла остановка отечественного облигационного рынка. Это не соответствует текущим тенденциям на мировом финансовом рынке, на котором продолжается активный рост и развитие.

Более того, по словам мэра города Смелы Андрея Колесника, многие страны ЕС, чтобы компенсировать потери в бюджетах стран, связанные с кризисом, активизировали свою работу по привлечению займов. Европейские города, при поддержке правительств, делают все возможное, чтобы привлечь больше средств в бюджеты развития и запустить новые инфраструктурные проекты. Андрей Колесник подчеркнул, что любые инвестиции в бюджеты развития органов местного самоуправления создают рабочие места. Сокращения, которые происходят сегодня на промышленных предприятиях, могут быть компенсированы занятостью людей в крупных инфраструктурных проектах.

Андрей Колесник отметил, что руководство города Смела, как и руководство многих других городов, столкнулось с проблемой недостаточного наполнения бюджета развития города.

По его словам, продавать объекты коммунальной собственности сегодня не выгодно, поскольку объекты, которые муниципалитет планировал продать в этом году за 5-7 млн. грн. на сегодняшний день оцениваются в 1,5-2 млн. гривен. В таких условиях лучше привлечь кредитные средства для решения текущих проблем города, считает мэр, а заниматься реализацией имущества целесообразнее через некоторое время, когда цены вернутся на прежние позиции.

Отвечая на вопрос, зачем городу нужен кредитный рейтинг, Андрей Колесник сообщил, что в городе Смела разработаны несколько крупных инфраструктурных проектов. Например, реализация проекта в сфере теплоснабжения, стоимостью 85 млн. гривен, предполагает полный переход города на альтернативные источники энергии и отказ от природного газа в системе теплоснабжения. Проект позволит снизить расходы при производстве тепловой энергии почти в 4 раза. Подобный проект разработан и для системы водоснабжения города.

 К сожалению, до последнего времени не могли найти инвестиций для реализации этих проектов. Тем не менее, после получения кредитного рейтинга, считает мэр, город сможет активнее сотрудничать с коммерческими банками, Мировым банком и другими международными финансовыми учреждениями по вопросу привлечения кредитных средств.

Участники конференции, также обратили внимание на такой важнейший аспект сотрудничества с международными инвесторами как прозрачность. Как отметил Станислав Дубко, для зарубежных инвесторов украинские города являются достаточно закрытыми объектами, поскольку очень мало публичной информации имеется в свободном доступе. Особенно сложно найти такую информацию по небольшим городам. Поэтому городам необходимо преодолевать барьер непрозрачности, если они заинтересованы в сотрудничестве с международными финансовыми организациями. Кредитный рейтинг - эффективный и понятный для инвестора способ раскрытия информации, акцентировал г-н Дубко.

В свою очередь, вице-президент Ассоциации городов Украины Мирослав Питцик отметил, что на сегодняшний день в Украине мало городов, которые способны финансировать свою инфраструктуру, поэтому нужно расшевелить украинские города и убедить их в том, что можно привлекать средства на международных валютных рынках.

Города продолжают оставаться наиболее надежными заемщиками. По словам Станислава Дубко, 92% рейтингов, присвоенных городам и их долговым инструментам, были инвестиционного уровня. Поэтому перспективы привлечения заемных средств городами выше в сравнении с другими заемщиками.

Проблеме недостаточного законодательного обеспечения украинского рынка рейтинговых услуг было посвящено выступление юриста Натальи Доценко-Белоус.

Г-жа Доценко-Белоус провела сравнительный анализ европейского и украинского законодательства в сфере рейтингования. Было отмечено, что с 2006 года ЕС было разработано 6 директив и Кодекс фундаментальных принципов деятельности рейтинговых агентств, в то время как рынок рейтинговых услуг в Украине регулируется всего лишь несколькими подзаконными нормативными актами и одной статьей в законе «О ценных бумагах». Кроме того, с октября 2010 года в ЕС для целей регулирования финансовых рынков будут приниматься только оценки рейтинговых агентств, соответствующих определенным требованиям и прошедших сертификацию. В связи с этим, юрист считает, что необходимо разработать и принять базовый закон «О рынке рейтинговых услуг в Украине», который бы регулировал правоотношения в этой сфере и предусматривал, в том числе, сертификацию рейтинговых агентств работающих в Украине, а также ответственность агентств за присваиваемые рейтинги.

Принятие такого всеобъемлющего профильного закона позволит не только привести украинское законодательство в этой сфере в соответствие с требованиями ЕС, но и создать единые правила игры на рынке рейтинговых услуг.

Это становится особенно актуальным с учетом того, что в последнее время появилось ряд разрозненных законодательных инициатив по реформированию этого рынка, которые не носят системный характер и не учитывают европейские требования. Примером такой инициативы может служить зарегистрированный в октябре 2009 года народным депутатом Лысовым И.В. законопроект о лицензировании рейтинговых агентств, который предлагает не используемую нигде в мире форму регулирования этого рынка. Наталья Доценко-Белоус высказала уверенность в том, что новый базовый закон "О рынке рейтинговых услуг в Украине" позволит не только улучшить законодательную базу, но и создать предпосылки для роста доверия со стороны всех участников финансового рынка к работе рейтинговых агентств в Украине.


Департамент информации и коммуникаций Credit Rating

 

22 декабря в агентстве УНИАН состоялась пресс-конференция «Местные власти открыты для инвесторов: привлечение инвестиций в условиях кризиса», в которой приняли участие генеральный директор агентства «Кредит-Рейтинг» Станислав Дубко, мэр города Смела Андрей Колесник, вице-президент Ассоциации городов Украины Мирослав Питцик и адвокат ЮФ «Василь Кисиль и партнеры» Наталья Доценко-Белоус.

Информационным поводом для конференции стало присвоение рейтинговым агентством «Кредит-Рейтинг» долгосрочного кредитного рейтинга uaВВ+ городу Смела (Черкасская обл.), однако круг обсуждаемых вопросов оказался гораздо шире. В частности, были рассмотрены такие темы как развитие инфраструктуры украинских городов в условиях дефицита бюджетных ресурсов, перспективы восстановления доверия к облигационному рынку Украины, использование кредитных рейтингов муниципалитетами, усиление роли рейтинговых агентств в повышении прозрачности рынков.

Участники конференции обозначили ряд ключевых проблем в сфере финансирования органов местного самоуправления, в частности, низкое наполнение бюджетов развития городов. Как отметил в своем выступлении Станислав Дубко, на протяжении 2003-2008 гг. города Украины являлись активными участниками финансового рынка, привлекая заемные ресурсы в бюджет развития на финансирование муниципальных капиталоемких проектов. Например, в 2008 году муниципалитеты привлекли более 200 млн. гривен на внутреннем облигационном рынке. В 2009 году уровень заимствований составил около 60 млн. гривен. Как подчеркнул г-н Дубко, по причине низких стандартов деятельности финансового рынка Украины, произошла остановка отечественного облигационного рынка. Это не соответствует текущим тенденциям на мировом финансовом рынке, на котором продолжается активный рост и развитие.

Более того, по словам мэра города Смелы Андрея Колесника, многие страны ЕС, чтобы компенсировать потери в бюджетах стран, связанные с кризисом, активизировали свою работу по привлечению займов. Европейские города, при поддержке правительств, делают все возможное, чтобы привлечь больше средств в бюджеты развития и запустить новые инфраструктурные проекты. Андрей Колесник подчеркнул, что любые инвестиции в бюджеты развития органов местного самоуправления создают рабочие места. Сокращения, которые происходят сегодня на промышленных предприятиях, могут быть компенсированы занятостью людей в крупных инфраструктурных проектах.

Андрей Колесник отметил, что руководство города Смела, как и руководство многих других городов, столкнулось с проблемой недостаточного наполнения бюджета развития города.

По его словам, продавать объекты коммунальной собственности сегодня не выгодно, поскольку объекты, которые муниципалитет планировал продать в этом году за 5-7 млн. грн. на сегодняшний день оцениваются в 1,5-2 млн. гривен. В таких условиях лучше привлечь кредитные средства для решения текущих проблем города, считает мэр, а заниматься реализацией имущества целесообразнее через некоторое время, когда цены вернутся на прежние позиции.

Отвечая на вопрос, зачем городу нужен кредитный рейтинг, Андрей Колесник сообщил, что в городе Смела разработаны несколько крупных инфраструктурных проектов. Например, реализация проекта в сфере теплоснабжения, стоимостью 85 млн. гривен, предполагает полный переход города на альтернативные источники энергии и отказ от природного газа в системе теплоснабжения. Проект позволит снизить расходы при производстве тепловой энергии почти в 4 раза. Подобный проект разработан и для системы водоснабжения города.

 К сожалению, до последнего времени не могли найти инвестиций для реализации этих проектов. Тем не менее, после получения кредитного рейтинга, считает мэр, город сможет активнее сотрудничать с коммерческими банками, Мировым банком и другими международными финансовыми учреждениями по вопросу привлечения кредитных средств.

Участники конференции, также обратили внимание на такой важнейший аспект сотрудничества с международными инвесторами как прозрачность. Как отметил Станислав Дубко, для зарубежных инвесторов украинские города являются достаточно закрытыми объектами, поскольку очень мало публичной информации имеется в свободном доступе. Особенно сложно найти такую информацию по небольшим городам. Поэтому городам необходимо преодолевать барьер непрозрачности, если они заинтересованы в сотрудничестве с международными финансовыми организациями. Кредитный рейтинг - эффективный и понятный для инвестора способ раскрытия информации, акцентировал г-н Дубко.

В свою очередь, вице-президент Ассоциации городов Украины Мирослав Питцик отметил, что на сегодняшний день в Украине мало городов, которые способны финансировать свою инфраструктуру, поэтому нужно расшевелить украинские города и убедить их в том, что можно привлекать средства на международных валютных рынках.

Города продолжают оставаться наиболее надежными заемщиками. По словам Станислава Дубко, 92% рейтингов, присвоенных городам и их долговым инструментам, были инвестиционного уровня. Поэтому перспективы привлечения заемных средств городами выше в сравнении с другими заемщиками.

Проблеме недостаточного законодательного обеспечения украинского рынка рейтинговых услуг было посвящено выступление юриста Натальи Доценко-Белоус.

Г-жа Доценко-Белоус провела сравнительный анализ европейского и украинского законодательства в сфере рейтингования. Было отмечено, что с 2006 года ЕС было разработано 6 директив и Кодекс фундаментальных принципов деятельности рейтинговых агентств, в то время как рынок рейтинговых услуг в Украине регулируется всего лишь несколькими подзаконными нормативными актами и одной статьей в законе «О ценных бумагах». Кроме того, с октября 2010 года в ЕС для целей регулирования финансовых рынков будут приниматься только оценки рейтинговых агентств, соответствующих определенным требованиям и прошедших сертификацию. В связи с этим, юрист считает, что необходимо разработать и принять базовый закон «О рынке рейтинговых услуг в Украине», который бы регулировал правоотношения в этой сфере и предусматривал, в том числе, сертификацию рейтинговых агентств работающих в Украине, а также ответственность агентств за присваиваемые рейтинги.

Принятие такого всеобъемлющего профильного закона позволит не только привести украинское законодательство в этой сфере в соответствие с требованиями ЕС, но и создать единые правила игры на рынке рейтинговых услуг.

Это становится особенно актуальным с учетом того, что в последнее время появилось ряд разрозненных законодательных инициатив по реформированию этого рынка, которые не носят системный характер и не учитывают европейские требования. Примером такой инициативы может служить зарегистрированный в октябре 2009 года народным депутатом Лысовым И.В. законопроект о лицензировании рейтинговых агентств, который предлагает не используемую нигде в мире форму регулирования этого рынка. Наталья Доценко-Белоус высказала уверенность в том, что новый базовый закон "О рынке рейтинговых услуг в Украине" позволит не только улучшить законодательную базу, но и создать предпосылки для роста доверия со стороны всех участников финансового рынка к работе рейтинговых агентств в Украине.


Департамент информации и коммуникаций