АДВОКАТ

НАТАЛИЯ ДОЦЕНКО-БЕЛОУС

TRANSACTIONAL LAW BOUTIQUE

Имеет ли право ГИУ осушествлять викуп готовой/строящейся недвижимости у застройщиков и кредитовать физических лиц?

Именно в этом вопросе разошлись позиции КМУ и Президента Украины.

Основой для разногласия стала статья Закона Украины «О предотвращении влияния мирового финансового кризиса на развитие строительной отрасли и жилищное строительство». Согласно положениям указанной статьи преодоление кризисных явлений в строительной отрасли планировалось осуществить в том числе посредством:

(а) выкупа у застройщиков нереализованного жилья в объектах строительства (при наличии 70% готовности объекта - выкуп в 2009 году);

(б)предоставления физическим и юридическим лицам льготных кредитов на строительство жилья.

Неоднозначное толкование упомянутых мер государственной поддержки привело к тому, что 17 июня 2009 года КМУ своим постановлением N 684 «О мерах по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, которые в соответствие с законодательством имеют право на его получение» предоставил ГИУ право осуществлять за счет бюджетных средств под государственные гарантии:

1. финансирование завершения строительства жилых объектов со степенью готовности более 70% и сроком ввода в эксплуатацию не позднее 25 декабря 2009 года путем приобретения такого жилья;

2. выкуп готового жилья.

Учитывая отсутствие прямой законодательной нормы относительно права именно ГИУ осуществлять подобные операции, Президент Украины своим Указом от 22 июля 2009 года N 565/2009 приостанавливает действие Постановление и направляет представление в Конституционный суд Украины.

В след за этим на помощь КМУ приходит нормотворческая технология изложения соответствующих норм в другом нормативном документе, а именно - в Постановлении КМУ от 17 июля 2009 г. N 768

В результате с 17 июля 2009 года ГИУ восстанавливает свое право на финансирование строительства жилья, а также приобретение готового жилья в соответствие с актами законодательства. Явно открытым остается вопрос - о каких актах законодательства идет речь: о законе или о приостановленном Постановлении? Ведь от ответа на этот вопрос зависит возможность реализации неоднозначного полномочия.

На наш взгляд, данное полномочие ГИУ является логическим продолжением, реализацией статьи 1 Закона и в целом единственным механизмом, который реально может оживить строительный рынок. Из перечня других механизмов государственной поддержки строительства жилья, определенных в законе, ни один не подтвердил свою жизнеспособность на практике. Действительно законом не предусмотрен орган, в компетенции которого будут полномочия по осуществлению выкупа жилья, однако это не означает, что такой орган не может быть определен постановлением КМУ. Если следовать правовой позиции, заложенной в Указе Президента N 565/2009, то выкуп жилья с процентной готовностью более 70%, как это предусмотрено в статье 2 закона, осуществляться не будет, ведь законодатель забыл определить лицо, уполномоченное это осуществлять.

Неизвестно сколько продолжительно ГИУ будет руководствоваться новым уставом, но логическую точку в толковании статьи 1,2 Закона и возможности дофинансировать объекты с процентной готовностью 70% и более процентов за счет государственных средств, вероятнее всего поставит КСУ

Наталия Доценко-Белоус